Главная » Галерея » Статьи » Игра по правилам: перевозчики извлекают уроки из кризиса

Игра по правилам: перевозчики извлекают уроки из кризиса

Несмотря на то, что эксперты продолжают спорить о том, закончился финансовый кризис или нет, невозможно не заметить оживления на рынке грузоперевозок. О том же говорят и данные статистики. Не настало ли время подвести предварительные итоги последствиям того финансового урагана, который пронесся над нашими головами? Не секрет, что многие компании покинули рынок, не сумев справиться с ситуацией, другие перестроились и ответили на вызов нового времени, сохранив свою репутацию чистой и консолидировав бизнес. Но не осталось на рынке таких игроков, которых бы кризис не затронул. Какие уроки извлекли компании-перевозчики из прошедших двух лет? С какими трудностями им довелось столкнуться? Как они искали и находили решения возникающих проблем, как по-новому выстраивали отношения с партнерами и заказчиками? Обо всем этом - в нашей статье.

Совсем недавно, кажется, что вчера, а точнее в 2006-2007 году российский рынок, а вместе с ним и рынок грузовых автоперевозок рос как на дрожжах. Это сейчас мы понимаем, что такой резкий скачок «экономической температуры» указывал на явный перегрев мировой экономики. Банки выдавали кредиты направо и налево, транспортные компании покупали новую грузовую технику, используя кредитные и лизинговые схемы, заказчиков становилось все больше, ставки перевозок росли, дороги страны были забиты загруженными машинами. А потом настали трудные времена, о которых  можно не рассказывать - слишком свежи воспоминания о том, что довелось пережить отрасли.

Компания «Комбифрахт», входящая в систему транспортно-экспедиторских компаний «Внештранс-Нова», как и многие другие автоперевозчики в конце 2008 - начале 2009 года столкнулась с резким сокращением объема перевозок, что тут же отразилось на финансовых результатах деятельности компании. «К сожалению, даже крупные клиенты, такие как ЗАО «Вагонмаш» и ОАО «Ижорские заводы», задерживали оплату на 4-6 месяцев. Были такие клиенты, которые исчезли, не оплатив наши услуги», - рассказала Любовь Николаевна Логинова, коммерческий директор ООО «Комбифрахт».

 

В этой ситуации руководство компании было вынуждено принять жесткие, но абсолютно необходимые меры: с одной стороны, менеджеры стали активно искать новых платежеспособных заказчиков, с другой - пришлось пойти на сокращение части сотрудников, а оставшиеся были отправлены в неоплачиваемый отпуск. Подобные непростые решения пришлось принять очень многим  транспортным компаниям. О необходимости сокращать сотрудников каждый руководитель говорит с нескрываемым сожалением. «Очень тяжело оставлять своих, почти родных людей без привычного дохода», - признался Георгий Васильевич Им, коммерческий директор ООО «Таймыр». Некоторые компании боролись за сотрудников до последнего. «Понимая насколько трудно получить качественного специалиста в нашей сфере, мы не пошли на сокращение зарплаты и никого не уволили. Через несколько месяцев нам наоборот пришлось дополнительно принимать на работу сотрудников. Основная проблема в связи с такой политикой - понижение прибыльности работы», - рассказал о непростом решении Николай Арнольдович Чернецовский, руководитель отдела по работе с клиентами компании «Вента».

Для сокращения расходов компании также отказывались от избыточных арендуемых площадей, искали и находили другие статьи неоправданных расходов, которые безжалостно урезались. Все это позволило выжить и удержаться на плаву. В то же время компании учились действовать в новых, необычных условиях. «Кризис - это не только время трудностей, но и время больших возможностей! Главное как к этому относиться, - оптимистично считает Сергей Ильдусович Виноградов, генеральный директор ООО «ЛогоПремиум Компани». -  В это время легко увидеть  правильность стратегии компании и оценить мощность кадровых ресурсов. Конечно, всем было нелегко!  Эффект карточного домика, который посыпался с верхушек до самых низов не мог не отразится  на  ценовой политике в сфере грузоперевозок и аренды спецтехники (второе направление  деятельности ООО «ЛПК» - Ред.).  Но зато какой прекрасный шанс улучшить штат более квалифицируемыми сотрудниками! Я с полной уверенностью могу сказать, что наша компания окрепла. В компании сформировался корпоративный дух и все научились работать на результат!»

 

В компании «Комбифрахт» также считают, что возросший уровень профессионализма сотрудников компании - самый положительный момент на фоне внешнего негатива. Любовь Логинова полагает, что рост компетентности работников позволяет надеяться на хороший рост компании в будущем. Пословица «за битого двух небитых дают» приходит тут на ум как нельзя кстати. Сплоченный коллектив, переживший трудные времена, - это настоящий капитал любой транспортно-экспедиторской компании.

 

В то же время ситуация на рынке пока продолжает оставаться непростой. Необязательность некоторых партнеров - горькая реальность сегодняшних дней. «Необязательность партнеров в принципе один из бичей российской экономики, и в лучшие годы транспортники сталкивались с этим явлением регулярно , а уж пришла беда - отворяй ворота... Зачастую дебиторская задолженность заказчиков превышала многомесячный оборот. Слухи о том, что тот или иной клиент на краю банкротства сыпались со всех сторон», - вспоминает Георгий Им.

 

В связи с необязательностью партнеров повысилась значимость работы  служб безопасности транспортных компаний. «Заказчиками наших услуг, в основном, являются прямые компании-грузовладельцы, реже транспортно-экспедиторские компании. Весь автопарк компании ориентирован именно на прямых заказчиков, что позволяет нам контролировать и минимизировать долю безнадежных долгов. Что касается экспедиторских компаний и привлеченных транспортных средств, то все контрагенты, машины и водители проходят тщательную проверку службой безопасности», - рассказал Михаил Олегович Ковалев, коммерческий директор ООО «Норола Групп».

 

Помимо снижения затрат и стимулирования продаж, «Норола Групп» уделила особое внимание оптимизации денежных потоков и работе с дебиторами. По словам Михаила Ковалева, главное, что было сделано в этом направлении - это внедрение процедуры ежедневной сверки баланса наличных денежных средств. «Это позволило исключить возможные злоупотребления, дало менеджерам достоверную информацию о текущем остатке средств на счетах и в кассе предприятия, необходимую для принятия решений об осуществлении платежей. Был создан реестр текущих платежей и расставлены приоритеты. Приоритетность того или иного платежа рассматривалась в ходе обсуждения», - перечислил предпринятые меры Михаил Ковалев.

 

К сожалению, одним из самых необязательных партнеров оказалось государство. «Немалая часть наших заказчиков - это бюджетные организации. Именно у них первыми начались проблемы с оплатами», - подчеркнул Сергей Виноградов.

Отдельная головная боль у международных грузоперевозчиков. Она связана с тем, что до сих пор не вполне понятна концепция развития таможни.  Государство и здесь подвело, предложив бизнесу непродуманную до конца концепцию. «В последние несколько месяцев опять поползли слухи о том, что откроют новые СВХ в центральном регионе и все останется по-прежнему. В таких условиях строить какую-то долгоиграющую стратегию нереально», - признается Николай Чернецовский.

Борьба за репутацию компании в таких условиях становится особенно непростой. Николай Чернецовский жалуется... на приток клиентов. «Как ни странно одна из трудностей - лавинообразный приток клиентов, связанный с закрытием СВХ в других регионах (в первую очередь центральном). Невозможность оперативно и качественно обработать заявку из-за того что специалисты и так перегружены, а удвоить штат не панацея (всем известно что качественный сотрудник дорогого стоит)  влечет за собой принцип сарафанного радио. Один раз не смогли, второй не смогли и уже репутация компании оказывается под сомнением...».

Поддержание на высоком уровне репутации компании - важная, но не единственная составляющая кризис-менеджмента. Мышление на перспективу, повышение качества оказываемых услуг, поиск и нахождение новых возможностей по развитию бизнеса даже в кризисные времена - предмет особого внимания любого грамотного руководителя транспортной компании. Ведь чем больше компаний покидают рынок, тем больше на нем возникает нереализованных возможностей.

 

«Основное, на что ориентируется наша компания  - это постоянное повышение качества обслуживания клиентов, ведь комфортная работа с нами -  залог долгосрочного и взаимовыгодного сотрудничества.  С этой целью «Экспресс Точка Ру» предложила своим клиентам новые виды услуг. Это и sms-информирование о доставке отправлений, и автоматическое страхование отправлений. Прорабатывается вопрос об объединении региональных агентов в единую информационную сеть. Большое внимание уделяется работе в направлении совершенствования складского учета. Регулярно проводятся оптимизации маршрутов, что позволяет сокращать сроки и стоимость доставок», - поделился рецептом развития фирмы в кризисные времена Павел Соколов, директор компании «Экспресс Точка Ру», специализирующейся на экспресс-доставке.

Что же такое Игра по правилам сегодня? Такой вопрос мы задали руководителям транспортно-экспедиторских компаний.

 

«Игра по правилам - это, во-первых, четкое выполнение любых договоренностей, - сказала Любовь Логинова. - Во-вторых, честное информирование партнеров в любых ситуациях. Если это соблюдается, стороны всегда смогут найти обоснованное решение».

 

Сергей Виноградов солидарен с коллегой: «Честный бизнес - это, прежде всего понимание ответственности и соблюдение обязательств, которые компания принимает на себя перед заказчиками и исполнителями. А правила - правила каждый сам для себя устанавливает».

 

«Кризис показал то, что и так известно, - уверяет Николай Чернецовский. - Во-первых, не надо бояться заказчика и пытаться получить с него максимум прибыли, надо быть максимально открытым как при расчетах, так и в общении. Во-вторых, в случае проблем у клиента нужно вместе с ним искать пути решения, так как если заработает клиент, то и мы получим свой доход. В противном случае делить будет нечего. В-третьих, все общение должно быть только в письменном виде. Если эти и некоторые другие условия соблюдаются, дальше все просто, тогда выполнение своих обязательств по срокам подачи транспорта и по стоимости - это и есть игра по правилам».

 «Не давать откатов - вот что значит играть по правилам, - уверен Георгий Им. - Откаты губят все. Компания, которая реально борется за качество предоставляемых услуг, не может конкурировать с теми, кто за мзду сидит на сладком заказчике, в то время как результаты проводимых тендеров подтасовываются. Заказчик не только теряет свои деньги, которые перекочевывают в карман нечистых на руку сотрудников, но и зачастую терпит убытки, связанные с потерей своих грузов из-за низкого качества оказываемых услуг. Менеджер заказчика, который берет откат, оказывается повязан и не может избавиться от недобросовестного партнера, боясь огласки... Повязав такого менеджера, перевозчик может не задумываться о развитии, он будет продолжать обслуживать клиента «по старинке», не станет заботиться о новых технологиях, нацеленных на создание системы менеджмента качества. В итоге вся отрасль топчется на месте...»

 

Павел Соколов уверен, что прозрачность компании для клиентов - залог того, что игра ведется по правилам: «Самое важное для клиента - это скорость, качество доставки отправлений, а также возможность получать полную информацию о грузе на протяжении всего пути. Именно поэтому «Экспресс Точка Ру» стремится быть максимально  прозрачной и предоставлять наиболее полный спектр сопроводительных услуг. Все это повышает комфорт наших клиентов.  А их спокойствие и уверенность в нас  - и есть честный бизнес и игра по правилам».

 

«Честный бизнес  и игра по правилам - это взаимное уважение и доверие между партнерами. Это - основа уверенности сторон», - сформулировал свое кредо Михаил Ковалев.

 

Вот так, поговорив с руководителями транспортно-экспедиторских компаний, мы убедились, что принимаемые ими меры по преодолению последствий кризиса, в принципе, универсальны, а нацелены эти меры главным образом на выстраивание честных взаимоотношений с партнерами, на укрепление лояльности и развитие профессиональных навыков работников, что в итоге положительно сказывается на репутации компании. «В целом ситуация на рынке в кризис может быть классифицирована как форс мажор, - подвел итог обсуждению Макаренков Александр Владимирович, кандидат экономических наук, заместитель генерального директора ЗАО «Си Лоджистикс». - Разумной тактикой экспедиторских  компаний в такой ситуации может быть политика максимальной прозрачности и взаимного обмена информацией с клиентами и подрядчиками».

 

Выводы очевидны. И известны любому профессионалу. Кризисы приходят и уходят, а компании остаются. Остаются те, кого волна кризиса не сбила с ног. Те, чья репутация у партнеров заслуженно высока, а профессионализм сотрудников не вызывает сомнений. Специалисты таких компаний наделены ответственностью и не стесняются садиться за стол переговоров и проявлять гибкость в понимании изменившейся ситуации. Игра по правилам - это открытость и честность. Кто играет по правилам, тот того же требует от партнеров. Таких компаний, мы верим, в отрасли большинство. Им мы и пожелаем успешного восстановления рынка и хорошей прибыли в ближайшие годы!

Меню
Новости
04.06.2012
Участок трассы М7 в Елабужском районе республики Татарстан начали расширять
08.11.2011
АСМАП РФ категорически против запрета использования летней резины в зимний период
19.10.2011
В России появится ещё одна платная автодорога
11.08.2011
В России к концу года цены на бензин вырастут на 20 процентов.
01.06.2011
Открыт дополнительный офис в Шушарах.
Rambler's Top100
Акции

Лето низких цен!!!

До конца августа цена на ответственное хранение от 14 рублей за квадратный метр!!!

Информеры - курсы валют



GISMETEO: Погода по г.Санкт-Петербург

Copyright © 2010 НеваЛогистик
 На Главную   Напишите нам   Карта сайта